ГлавнаяГлавнаяСтатьиСоветыАльбомАйки-РоссияФорумГостевая
 

- Советы -

“Ударь меня справа”

Пять взглядов на атаку


1. Взгляд со зрительской трибуны.

“Ха! Да такой удар и я смогу отбить! Его же за версту видно!”
“Какой идиот будет так нападать?!”
“Попробовал бы он меня так кидануть!”

Примерно такие возгласы часто слышатся со стороны людей, впервые увидевших айкидо на тренировке. Непрактичные с виду захваты, размашистые удары, широкие амплитудные движения — именно таким кажется классическое айкидо. И действительно, тренировка айкидо сильно смахивает на репетицию парного танца, где роли партнеров расписаны, и один из них ведет, а второй подстраивается под его движения по правилам этого танца.

Нормальная дистанция для нанесения, скажем, ёкомэн ути на тренировке — два, а то и три метра. Рука, занесенная для удара где-то в невообразимой дали от цели, летит к ней, как паровоз — набирая скорость и мощь по мере приближения. Не увидеть такой удар просто невозможно, если только партнер не совсем слепец. Да и в этом случае, грозный свист воздуха предупредит обороняющегося об ударе задолго до того, как он достигнет цели.

О захватах и говорить не приходится — где это видано, чтобы обкурившиеся подростки или здоровенные бандиты в темной подворотне принимали боковую стойку, чтобы аккуратно схватить жертву за запястье? Да и так называемый тычковый удар кулаком очень уж похож на базовый удар в начальных ката каратэ — ой-цуки, жутко медленный и неудобный. Хотя… Если вот этот вот мужичок начнет так же махать своей палкой — пожалуй, не подступишься. Только не будет же он носить ее с собой всюду… В общем, фигня все это, пошли отсюда!

2. Взгляд в анфас.

Он едва достает мне до плеча. Без слез не взглянешь: в чем только жизнь держится… И этому задохлику сейчас предстоит нанести мне рубящий удар в голову. Ха! Для этого ему придется подпрыгнуть. Стоит ли вообще проводить какой-то прием? Ткнуть его пальцем в тощую грудь, и дело с концом. Так, ладно, он приготовился. Для проформы примем стойку…
Черт!!! Куда бьешь, болван?! “Извини”?!! Я тебе щас так извиню, надолго запомнишь! О, как же больно! Аж слезы из глаз. Получить растопыренной пятерней по кончику носа, да еще и сбоку! Тебе же сказали — сёмэн ути! А ты как бьешь?

В вашей жизни хоть раз случались подобные неприятности? Неграмотный партнер, недостаток внимания — и вместо запланированной атаки, на которую у нас готов ответ, мы получаем в лицо криво-ути, нелепый выпад, идущий по совершенно невообразимой траектории. И больно, и обидно, причем обида больше на себя — тоже мне, мастер, от новичка получил! И приходится признать, что к такому удару оказался не готов. Новичок, впервые столкнувшийся с обучением в виде отработки ката, быстро адаптируется и привыкает однообразно реагировать на однообразную атаку. Часто можно наблюдать со стороны, как два молодых неофита с занудностью промышленных роботов вновь и вновь повторяют совершенно идентичные движения… И вот внезапно один из них промахнулся. Что тому причина — споткнулся ли, комар укусил, отвлекся на девушку справа — не имеет значения. А вот результат может быть непредсказуемым. Траектория атаки меняется, часто до неузнаваемости. Безобидный кататэ дори превращается в цуки гэдан (избави, Господи!), а сёмэн ути — в какой-нибудь саю ганмэн. Итог плачевен — травмы с обеих сторон. А все потому, что укэ атакует “неправильно”! То есть не так, как ожидал тори. А если в руках укэ — нож? Меч? Дзё? Смертоубийством пахнет”

А бывает наоборот: смотрит на тебя исподлобья великан в черных штанах, со свистом втягивает воздух, и ты обреченно понимаешь, что сейчас последует безукоризненный мощный удар, который сметет тебя вместе со всеми жалкими попытками его остановить. И реакция на атаку совсем другая: непроизвольно зажмуриваешься, задерживаешь дыхание — и получаешь по голове укоризненный шлепок. Руку-то ты подставил, да совсем не туда! Смотреть надо, от чего защищаешься! А смотреть — страшно…

3. Взгляд в профиль.

Каковы реальные причины взаимных упреков партнеров? Кто прав, кто виноват в этом сложном споре? Вина, разумеется, на обоих. Один — недостаточно собрался перед атакой, не сконцентрировался на цели. Второй — оказался элементарно неготов к нестандартной атаке. Оба виноваты тем, что недостаточно серьезно отнеслись к процессу тренировки, поддались соблазну механического повторения и ослабили контроль над ситуацией. Дополнительно на это могут влиять и другие факторы: плохое настроение, усталость, раздражение от неудачного выполнения приема, недовольство партнером… В голову лезут всякие мысли, а то и крутится навязчивый мотивчик, подцепленный неизвестно где. Какая уж тут концентрация! Легкие горят, ноги подгибаются, пот капает с кончика носа, а конца тренировке не видно…

А теперь посмотрите на тренировку мастеров. Вот они на секунду застыли друг перед другом: лица спокойные и сосредоточенные, обманная статичность расслабленных тел… И через мгновение — взрыв движения: первый резко выстрелил ногу вперед, мелькнула рука, второй скользнул в сторону, мгновенно повернулся… Яркая вспышка — бросок. И через две секунды они снова на ногах, по-прежнему спокойные и расслабленные. Скорость и точность, недоступные новичку и оттого кажущиеся нереальными. А ведь они тоже когда-то были новичками, и точно так же без устали повторяли однообразные ката. Разница в том, что они тренировались осознанно, не просто воспроизводя усвоенные рисунки технических действий, а анализируя их на уровне ощущений тела. Такого рода анализ — не пассивная рефлексия на диване вечерком, а постоянный “разговор с собственным телом”. Прием закончился, и в те несколько секунд, необходимых для восстановления исходной позиции, укэ прислушивается к себе, вспоминает свои ощущения во время приема: не напряглись ли плечи, успел ли вовремя подшагнуть для облегчения страховки, мягко ли приземлился. Тори, в свою очередь, вспоминает: удалось ли естественно, без рывка продолжить атакующее движение, не применял ли он физическую силу, гармонично ли сочетал движения тела с дыханием. И снова — спокойствие, концентрация и ожидание удовольствия.

4. Взгляд через оптический прицел.

Удовольствия? Какое же удовольствие в том, чтобы быть жестоко повергнутым на пол, слаба Богу, не на асфальт? Это ж надо рассчитать дистанцию для атаки, правильно подойти, не напоровшись на приглашающе вытянутую руку, плотно захватить или мощно ударить, а потом еще всячески изгибаться и бегать, пытаясь честно держать контакт, атаковать снова, восстанавливать равновесие, заранее зная, что это лишь прелюдия к жесткому падению. А партнер только и ждет, что ты ошибешься, чтобы нанести тебе бодрящий атэми или перехватиться, чтоб побольнее бросить. Тебя бросают вниз — а ты изволь мгновенно вскакивать, тебе ломают руку — а ты не сопротивляйся…

И все-таки моя позиция совпадает с позицией Мицуги Саотомэ: предвкушение удовольствия — главная составляющая настроения занимающихся и серьезный фактор роста мастерства. Пока ученик не осознает, что тяжелый труд на тренировке может быть удовольствием, его рост будет достаточно медленным. Мой собственный опыт доказывает это.

Долгое время я, подобно гипотетическим ученикам, бездумно повторял увиденные приемы, в то время как голова моя была забита совсем другим. Но однажды мне довелось принять укэми от Вадима Грачева на тренировке в “Коинобори”.

Вадима я, честно говоря, побаивался. Его айкидо — быстрое, энергичное, изобилующее атэми, для неподготовленного укэ поистине смертоносно. Но в тот раз он уделил мне чуть больше времени, чтобы показать, как быстро и безопасно страховаться на суми-отоси. Я глубоко вздохнул, мысленно перекрестился и расслабился. И — о чудо! Я испытал непередаваемое чувство свободного полета, удивительно мягко приземлился и автоматически принял правильную стойку. Это было настолько чудесное ощущение, что я с сияющим лицом снова ринулся в атаку.

А на IV Летнем семинаре в Ступино кто-то обратил внимание на то, как я страхуюсь на сихо-нагэ, когда со мной работала Марина. По словам очевидцев, я аж зажмурился от удовольствия, как сытый котяра, которому почесали за ухом. Надо сказать, что эти редкие моменты счастья больше пока не повторялись, но и того, что я испытал, оказалось вполне достаточно для того, чтобы я серьезно изменил свое мнение о технике айкидо как средстве самообороны и технике укэми в частности. Я понял, что айкидо в любой ситуации может быть мягким и гуманным и приносить агрессору не боль и смерть, а успокоение, а быть “побежденным” укэ — не меньшее удовольствие, чем “победить” его. В айкидо нет победителей и побежденных — оба партнера познают принципы гармонии и естественности в равной мере через вадза и укэми. Когда я говорю “предвкушение удовольствия” применительно к укэми, я имею в виду восхитительные воспоминания о кратком ярком миге атаки, о слаженном движении двух тел, когда партнеры уподобляются извечным стихиям — текучей воде, легкому ветру, яростному огню, непоколебимой земле… О сладостном ощущении полета и покое конечного удержания… Мой корявый язык не в силах описать всю гамму ощущений и эмоций, испытываемых в ходе отработки приема — одного из сотен и тысяч других, которые необходимо повторять и повторять, снова и снова… И каждое такое повторение, при всей схожести производимых действий, всегда уникально. Отработка приемов — это череда радостей и маленьких разочарований, которые не разбивают сердце, а лишь являются стимулом увеличивать свое мастерство.

5. Взгляд напоследок.

Неужели атаки в айкидо такие страшные? А со стороны не скажешь. И эти захваты… В бою такие знания не пригодятся!

Сомнения в эффективности атакующих действий айкидо и необходимости их изучения перестают терзать ученика, когда он достигает определенного уровня подготовки и начинает осознавать не внешнюю форму айкидо, а сокрытые в ней принципы гармоничного взаимодействия со средой. И тогда казавшиеся непрактичными захваты и размашистые удары воспринимаются не как конкретные формы выражения агрессии, на которую необходимо строго определенно реагировать, а как некое обобщенное воплощение враждебных намерений, которые должны быть нейтрализованы наиболее подходящим случаю способом. Еще Миямото Мусаси сказал, что все многообразие и богатство техники складывается из первичных элементов, которые можно по пальцам пересчитать. Ветер, каким бы сильным он ни был и в какую бы сторону ни дул, остается ветром, скальные породы отличаются друг от друга лишь плотностью и цветом, а огонь всегда одинаков. Так и атаки в айкидо являются приведенным воплощением всех мыслимых форм нападения. Сёмэн ути — это любой удар сверху, в том числе и маэ гэри ороси, ёкомэн ути — любой удар сбоку, а в эту категорию входят маваси гэри, хук, тэцуи комиками ути, уракэн ути и множество других ути и гэри, идущих по круговой траектории. Цуки — квинтэссенция всех проникающих тычков, вплоть до сита цуки, маэ гэри и ёко гэри кэкоми. А о необходимости применения захватов в бою и говорить не приходится. Ведь айкидо из искусства оборонительного легко можно сделать искусством наступательным. Тот же кататэ дори можно и нужно использовать для воздействия на центр партнера — получится иккё, сихо-нагэ, да и вообще любой прием. А если захват сорвется — его естественным продолжением будет уже упомянутый цуки гэдан, очень, кстати, эффективный—

Выполняя прием против удара или захвата, айкидока не преследует цель вызубрить данный конкретный прием против конкретной атаки, имеющей название. Он учится распознавать способ воздействия по ряду похожих признаков, а его реакция на обобщенное воздействие будет зависеть от специфики ситуации. Один инструктор айкидо как-то рассказал интересную историю про некоего его знакомого спецназовца. Этот спецназовец, прошедший бои, отлично владеющий единоборствами, подвергся нападению бандитов и был ими нахально обобран. И все только потому, что ему приставили сзади нож к шее, а реагировать именно на такой вид атаки его не научили. Будь это любая другая атака, боец автоматически применил бы “комбинацию № 143”. Но тут отлично отлаженная машина разрушения дала сбой на мгновение, достаточное для того, чтобы полностью утратить контроль над ситуацией. Путь же Айки — это путь Каннагара, спонтанной и творческой реакции, не приемлющей никаких догматов и правил. Как не бывает двух одинаковых атак, так не может быть и жестко закрепленной реакции на нападение.

Что же мы видим, оглядываясь через плечо? Атака в айкидо — это не прием нападения, не упражнение на развитие скорости и силы. Это форма динамической медитации, подготовка тела и духа укэ к последующей отработке вадза, средство гармонизации физических сил и психики айкидока, способ познания и самосовершенствования. Атакующие приемы можно оттачивать и в одиночку, но их истинное значение и духовная наполненность раскрываются лишь во взаимодействии с партнером. Постоянное изучение и совершенствование когэки вадза не менее необходимо, чем хорошее владение укэми или оборонительных приемов. Только сочетание этих элементов является залогом прогресса в айкидо.

Ну а насчет реальности атак — чего тут гадать-то? Надо попробовать! Придите в любой додзё айкидо и примите участие хотя бы в одной тренировке — а потом мы встретимся снова и еще раз поговорим о применимости атак в стиле айкидо в реальной ситуации.

Наверх Карта сайта | Главная | Филиал | Статьи | Советы | Альбом | Айки-Россия | Форум | Гостевая
Назад

KINEBIK - 2001

Хостинг от uCoz