ГлавнаяФилиалСтатьиСоветыАльбомАйки-РоссияФорумГостевая
 

- Советы -

ГЛАВА I.
Психофизиологические отличия
спортсменов разных возрастных групп.


Развитие человека, как физическое, так и профессиональное, подчиняется законам эволюции: долгий период накопления опыта (идиоадаптация) сменяется резким качественным скачком (ароморфозом), который требует дальнейшего накопления опыта. Этот процесс становится особенно заметным, если рассматривать его применительно к возрастным изменениям физических параметров, психики и связанного с ней поведения человека.

1.1. Возрастная динамика развития психофизиологических качеств спортсменов.

Возраст в широком смысле — временная характеристика человеческого развития. В соответствии с основными линиями развития человека (как индивида, субъекта, личности) можно выделить четыре разновидности возраста, связанные, но не всегда совпадающие с паспортным.

Паспортный возраст исчисляется с даты рождения. Для его определения обычно учитывается число полных лет.

Биологический возраст определяется степенью физической и, прежде всего, половой зрелости человека. Несоответствия биологического и паспортного возраста наиболее ярко начинают проявляться в период полового созревания. Индивидуальные различия в сроках начала и темпах полового созревания могут достигать 3-4 лет. Поэтому в период полового созревания образуются три группы детей: акселераты, ретарданты и "биологические ровесники".

Интеллектуальный возраст определяется степенью соответствия интеллектуального развития субъекта, измеряемого с помощью специального набора тестов, возрастным нормам, установленным по данному набору тестов.

Социальный возраст характеризуется отношением социального статуса и уровня достижений человека со статусом и уровнем достижений большинства его ровесников. К примеру, спортсмен, пришедший в спорт в достаточно зрелом возрасте, как бы то ни было, социально моложе своих товарищей по команде, уже имеющих тренировочный опыт, спортивные разряды и титулы.

Психологический возраст определяется степенью субъективной реализованности жизни или, иначе, соотношением в представлении самого человека значимости его прошлого и будущего.

Под возрастом в узком смысле понимаются временные отрезки или части жизни, характеризующиеся определенными особенностями развития человека как индивида.

В настоящее время не существует единой, общепринятой возрастной периодизации. Разные авторы предлагают для разделения периодов жизни различные биологические, психологические и социальные критерии. В данной работе ключом к выделению возрастных периодов послужил период полового созревания (пубертатный). Соответственно можно выделить следующие периоды: допубертатный, ранний пубертатный, поздний пубертатный, юношество и зрелость.

1.1.1. 9-11 лет (допубертатный период).

К началу этого периода у детей практически полностью завершается формирование опорно-двигательного аппарата и начинается стабильный и пропорциональный рост тела. Приходит в полное соответствие координация зрения и движений тела. Дети в этом возрасте уже становятся маленькими спортсменами, готовыми к освоению начальных технических элементов. Постоянная потребность в движении сохраняется, хотя приобретает более осмысленный характер. Достаточно высокая выносливость означает способность детей долгое время совершать различные действия слабой интенсивности и относительно быстро восстанавливаться. В этом возрасте ребенок уже способен осваивать основы тактики, анализировать причинно-следственные связи и преимущества и недостатки различных условий выполнения действий.

В отличие от дошкольного периода, с характерной для него нестабильностью и недолговечностью связей, в допубертатном периоде ребенок ощущает потребность в более стабильных отношениях с окружающими его людьми. Начало половой идентификации характеризуется стремлением поступать согласно представлениям ребенка о половом поведении. Например, мальчики стараются по крайней мере выглядеть более сильными, серьезными, умелыми — “совсем как настоящие мужчины”. Это стремление часто сопровождается подражанием кому-либо из взрослых, пользующихся большим влиянием на ребенка. В большинстве случаев таким человеком становится тренер, хотя его авторитет уже не безусловен. Например, автор как-то удосужился получить поздравительную открытку на День учителя от группы своих 12-летних учеников… Каждый ребенок жаждет признания и похвалы со стороны учителя и страшно завидует тому из своих товарищей, кто этого добился. В силу этого дети очень активны на занятиях, стремятся показать свою осведомленность и готовность к немедленным действиям. Несмотря на эгоцентристскую позицию по отношению к окружающему миру, ребенок уже осознает существование неких правил поведения, разновидностью которых являются правила спортивного этикета и предписания тренировочной дисциплины. Дети ощущают потребность принадлежать к какой-либо группе, и потому занятия в спортивной секции очень важны для них, поскольку удовлетворяют эту потребность.

1.1.2. 12-14 лет (ранний пубертатный период).

Рост организма ребенка продолжается. Начало полового созревания характеризуется появлением вторичных половых признаков (оволосение тела, формирование кадыка, ломка голоса). Мальчики ощущают огромную потребность в движении, в то время как поведение девочек, наоборот, показывает снижение двигательной активности. Подростки уже отлично владеют своим телом, превосходно сохраняют равновесие, хорошо ориентируются в пространстве. Отличные способности к обучению, абстрактное мышление, осмысленное восприятие и запоминание помогают подросткам легко усваивать мельчайшие нюансы техники.

Эгоцентристская позиция постепенно уступает место социодетерминированной. Подросток мыслит более реально, оперирует такими категориями общественного сознания, как товарищество, дружба, честь. Одновременно, он ищет группу, часто не делая разницы, например, между кружком судомоделирования и тусовкой панков. Приоритетной задачей для него становится ощущение себя частью команды единомышленников, похожих на него внешним видом и мышлением. При этом он старается противопоставить себя остальному обществу, обнаруживая сильное стремление к самостоятельности, избавлению от родительской опеки, которое часто принимает экспрессивные, бунтарские формы. Групповые нормы поведения превалируют над авторитарным влиянием тренера, что может выражаться в снижении дисциплинированности и даже открытом неповиновении. Критически относясь к мнению других, подростки крайне болезненно воспринимают любые наставления и приказы со стороны старших, носящие форму непреложной истины и побуждающие совершать строго детерминированные действия. Еще одним характерным признаком раннего пубертатного периода является повышенная, и особенно половая, возбудимость, резкие смены настроения, раздражительность и нетерпимость. Достаточно одного неверного жеста или движения, чтобы привести подростка в ярость или повергнуть в уныние.

1.1.3. 15-18 лет (поздний пубертатный период).

Вследствие бурного выделения гормонов деятельность подростков приобретает холерический характер, возможны также нарушения координации, отклонения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проявляющиеся в таких аномалиях, как дыхательная аритмия, боли в области сердца, гипертония, т. н. слабогрудие и “капельное сердце”. Выносливость подростков резко падает: они очень быстро устают и так же быстро восстанавливаются.

Подросток предпочитает сомневаться в любом высказывании, если оно исходит от других, и доверять только своему эмпирическому опыту, вследствие чего его понимание часто оказывается отличным от понимания тренера, поскольку принимаемая информация преломляется учеником в призме собственных знаний и ощущений. Стремление подростка утвердиться в обществе наравне с остальными взрослыми выражается, с одной стороны, в чрезмерной самоуверенности и нарочито независимом поведении, а с другой — в рабской зависимости от мнения своей группы. Подростки разрываются между существующей зависимостью от общества и родителей (в особенности — материальной) и своей рано проявившейся взрослостью, которая способна дать им новые права. В это время они крайне враждебно воспринимают любые попытки давления или опеки.

1.1.4. 19 лет и старше.

Формирование организма практически полностью завершено, хотя продолжается рост отстающих в развитии внутренних органов. Уже очень хорошо развитые физически, спортсмены способны переносить весьма значительные физические и психические нагрузки, менее импульсивны и нетерпимы. Их отношение к спорту отличается прагматизмом: они стремятся получить от тренировок только то, что, как они считают, может пригодиться им в жизни. В частности, люди, занимающиеся единоборствами, требуют от тренеров показа предельно реальной техники и обучения “самой лучшей” тактике, способной принести безусловную победу в поединке. С возрастом их ценности пересматриваются, появляется потребность прогресса ради такового, стремление к непрерывному росту мастерства и улучшению физической формы.


Назад           Дальше


Наверх Карта сайта | Главная | Филиал | Статьи | Советы | Альбом | Айки-Россия | Форум | Гостевая
Назад

KINEBIK - 2001

Хостинг от uCoz