ГлавнаяФилиалСтатьиСоветыАльбомАйки-РоссияФорумГостевая
 

- Советы -

ГЛАВА III.
Преподавание в смешанных группах


Смешанные группы — неизбежное “зло”, с которым приходится иметь дело практически любому инструктору. Людей, желающих изучать айкидо, становится все больше, и все они отличаются друг от друга, причем часто эти отличия бывают разительными. В одной группе могут одновременно заниматься: прекрасно подготовленный сотрудник охранной службы, желающий повысить свой уровень и разнообразить технический арсенал; старшеклассник, соблазнившийся красотой айкидо и кажущимся отсутствием физических нагрузок; пятидесятилетний отец семейства, решивший наконец заняться собой; десятилетний сорванец, которого привели родители; девушка, для которой айкидо является новомодной разновидностью фитнеса…

Как быть инструктору в этой непростой ситуации? Как организовать тренировки таким образом, чтобы добиться наилучших результатов? Конечно же, каждый решает сам, полагаясь на собственный опыт. Есть такой опыт и у автора, и он им с радостью делится.

3.1. Проблемы смешанных групп.

Группы, в которых занимающиеся существенно отличаются друг от друга не только по возрасту и полу, но и по социальному статусу, уровню подготовки, мировоззрению и даже вероисповеданию — причина бессонных ночей инструктора, который заботится о процветании своего додзё. Прежде чем принимать какие-то меры для решения проблемы, необходимо прежде всего классифицировать критерии отличий спортсменов и выявить их влияние на социально-психологический климат коллектива. Для более яркого освещения ключевых моментов будут использоваться несколько утрированные описания, однако в реальности, как правило, все выглядит иначе, а то и вовсе не встречается в практике преподавания (и слава Богу!).

3.1.1. Разный паспортный возраст.

Как правило, именно различия в паспортном возрасте и прямо связанные с ними морфометрические различия играют основную роль в снижении эффективности тренировок. Высокому, широкоплечему мужчине объективно трудно осваивать технику айкидо, если его партнер — первоклассник, едва достающий ему до пояса, и наоборот. А в силу серьезных различий в психике эта проблема приобретает еще большую актуальность. Более взрослый партнер относится к своему товарищу с некоторым пренебрежением, в то время как последний боится проявить инициативу, чтобы не выглядеть посмешищем в глазах старшего. Как следствие — взаимное недовольство партнеров друг другом, игнорирование конкретного человека на тренировках (мнения сторон: “Мне с ним неинтересно” — “Он на меня давит”). Кроме того, в подавляющем большинстве случаев более взрослый партнер априори считает себя более мудрым и не в силах отказать себе в удовольствии лишний раз поучить своего младшего партнера.

Исключением являются семейные пары “родитель-ребенок”, довольно часто встречающиеся в России. Родитель, за руку приволокший свое чадо на тренировку и постоянно грозящий ему пальцем из угла (“Слушай тренера, не безобразничай, занимайся прилежно!”) — не в счет. Имеются в виду отцы (матерей в практике автора не попадалось), которые, посмотрев на пару тренировок, решают лично попробовать — а чем это таким сын (дочь) занимается? Нормальны ли для него (нее) нагрузки? Нет ли опасности травмирования? Таким образом и образуются семейные пары, которые совместными усилиями добиваются высоких результатов. Ребенок и родитель прекрасно знают друг друга, и, если родитель является хорошим воспитателем (что, к сожалению, большая редкость), то он становится для ребенка вторым сэнсэем — только родным и близким, а не тем страшным господином, выражающимся на непонятном языке и бросающим своих укэ через весь зал. А родитель в своей обычной манере обучает ребенка технике, как сам ее усвоил, становясь, таким образом, своеобразным “буфером” между инструктором и учеником. Остается только надеяться, что среди родителей будет находиться как можно больше таких “сознательных элементов”…

3.1.2. Разный уровень подготовки.

Разница между парнишкой, который панически боится турника и плавает как топор, и, скажем, бывшим дзюдоистом, очевидна. Первый путает ноги с руками, постоянно теряет ориентацию, едва держит равновесие. Второй испытывает сильную жажду тяжелых нагрузок, активного движения, жесткая тренировка в высоком темпе для него является нормой. Каковы же будут успехи этой пары, если первый боится даже подойти к своему партнеру, а при выполнении приема ежесекундно останавливается, проверяя, все ли он правильно делает, или же мучительно вспоминая рисунок только что показанного движения, а второй злобно скрипит зубами, обреченно закатывает глаза и срывает свое раздражение на партнере, вихрем проводя прием и с утроенной силой швыряя об пол “этого недотепу”? Совершенно очевидно, что после нескольких занятий вместе эти спортсмены надолго потеряют интерес к айкидо. У каждого останутся самые неприятные воспоминания о тренировках: “Там все злые и хотят, чтобы я сразу всему научился, и больно наказывают за ошибки”, “Там все тупые, ничего не понимают в реальной драке, не умеют двигаться, я даже вспотеть не могу”… Не забывайте, что данный пример — крайность, но жизнь показывает, что бывает всякое, в том числе и то, что невозможно предвидеть—

3.1.3. Разный социальный возраст.

Социальный возраст слабо связан с возрастом паспортным. Только что пришедший в додзё сорокалетний мужчина и двадцатилетний обладатель второго кю, несомненно, совсем по-разному воспринимают айкидо, у них разные взгляды на технику и методику преподавания. Взрослые ученики в некотором смысле переступают через себя, поскольку их богатый жизненный опыт, которым они, конечно же, гордятся, практически не помогает им в процессе восприятия и освоения техники айкидо. Они вынуждены слушать советы и выполнять рекомендации молодого инструктора, поскольку его опыт именно в айкидо намного превосходит их собственный.

В большинстве случаев ученики прекрасно понимают разницу между паспортным и социальным возрастом и, как и остальные новички, беспрекословно выполняют все предписания этикета и технические требования, даже выгодно отличаясь от молодых спортсменов большей сосредоточенностью и склонностью к самоанализу. Однако ни один молодой инструктор не застрахован от встреч с учениками, которые не прочь лишний раз с ним поспорить: “А вот когда нас в армии учили рукопашному бою, мы бросали вот так…” или “Чего это я буду здесь сгибаться? Попробуй заставь меня! Что еще за глупости?” Таким людям довольно сложно объяснить особенности изучения айкидо, помочь им избавиться от накопленных десятилетиями стереотипов и комплексов. В любом случае, очень многое зависит не только уровня мастерства инструктора, но и от его отношения к взрослым ученикам.

3.1.3. Разные критерии приоритетности в обучении.

Каждый человек, впервые переступающий порог додзё, ожидает от айкидо чего-то, что нужно именно ему. Одни видят в айкидо прежде всего действенную систему самообороны, другие — замечательное средство для укрепления здоровья, третьи — оригинальную философскую концепцию. А есть еще четвертые, пятые, сотые… Восприятие айкидо как целостной системы воспитания личности, как образа жизни приходит далеко не сразу.

Естественно, что и отношение разных учеников к тренировочному процессу очень разное. Кто-то без устали, даже до и после тренировки, отрабатывает укэми, аси-сабаки, всегда готов ассистировать на экзаменах, прилагает все силы для того, чтобы стать еще быстрее, еще техничней. Иной предпочитает лишний раз полюбоваться на слаженный танец тренированных тел и мельтешение штанов в воздухе, углядывая в гармоничных и естественных движениях олицетворение высшей справедливости Вселенной. Третий заваливает инструктора вопросами о природе ки, просит рекомендации по развитию устойчивости, силы дыхания и гибкости суставов… Вопрос приоритетности ценностей айкидо для каждого конкретного ученика хотя и не абсолютно важен, но играет далеко не последнюю роль в трудном и опасном деле организации тренировок, а значит, и на прогресс учеников на Пути айки. Игнорировать его западному инструктору — значит, создавать в коллективе лишние очаги стрессов.

Подобное разделение занимающихся айкидо можно продолжать достаточно долго. Важно помнить, что четко выраженных различий, как правило, не бывает, или, что еще хуже, встречаются различные перекрестные сочетания. Например, пятидесятилетний интеллигент, решивший научиться защищать себя, в паре с семнадцатилетним крепышом со стажем занятий пять лет, который наконец-то открыл для себя в айкидо мягкость… Различия пола, возраста, социального положения, уровня физической подготовки и мастерства, различные ожидания учеников, связанные с их обучением айкидо, свиваются в один большой и чрезвычайно запутанный клубок проблем, распутать который инструктор должен сам, полагаясь на свой опыт общения, педагогический талант, научные знания и даже на интуицию.


Назад            Дальше


Наверх Карта сайта | Главная | Филиал | Статьи | Советы | Альбом | Айки-Россия | Форум | Гостевая
Назад

KINEBIK - 2001

Хостинг от uCoz