ГлавнаяГлавнаяСтатьиСоветыАльбомАйки-РоссияФорумГостевая
 

- Советы -

Основные термины айкидо


В книгах различных авторов приводится несколько различных толкований принципов айкидо. Я выделю те, которые близки и интуитивно понятны лично мне.

1. Фудо-но сисэй. Принцип “несдвигаемого положения” требует неукоснительного соблюдения в любом стиле боевых искусств. Что значит ”несдвигаемое положение”? Стоящий как вкопанный, неподъемный боец неспособен не только эффективно защищаться, но даже своевременно реагировать на действия противника. Выходит, что фудо — это нечто другое. Возьмем, к примеру, название федерации каратэ Фудокан — “дом с прочным основанием”. Здесь фудо означает не столько неспособность к движению (что для дома, в принципе, неплохо), сколько устойчивость к разного рода воздействиям среды. Таким образом, фудо-но сисэй подразумевает максимальную устойчивость бойца в любой момент времени. Я много раз наблюдал спарринги каратистов и был удивлен, почему они не наносят удар, когда все условия для его нанесения просто идеальны. Потом мне объяснили, что во всех случаях дистанция была чуть больше допустимой. И вместо того, чтобы вытягиваться и нарушать равновесие, бойцы предпочитают просто подождать более удобного случая. Я был просто потрясен. С того момента мое восприятие боевых искусств существенно переменилось, и теперь на тренировках я ставлю развитие фудо-но сисэй во главу угла. Надо ли говорить, что неустойчивый боец не сможет ни правильно выполнять технику защиты от атаки, ни грамотно страховаться, что равно снижает эффективность техники и повышает травмоопасность. Кроме того, в условиях реального боя, где все зачастую решает умение быстро двигаться, смещенный центр тяжести может исказить картину движения или вовсе свести к нулю полезный эффект, что равносильно смерти.

2. Дзансин. Этот специфический термин я, не мудрствуя лукаво, определил для себя как “проявление силы духа”. Сосредоточенность, собранность бойца, его готовность к любым неожиданностям должны показать нападающему, что он столкнулся с серьезным противником. Возможно, уже одно это если и не заставит его переменить решение о нападении, то, по крайней мере, сильно охладит его пыл и заставит действовать более осторожно, что, в конечном счете, для него же и лучше.
Дзансин проявляется во всем. Даже не принимая стойки и не издавая угрожающих криков, айкидока уже заранее готов к возможной атаке на него. Предупрежден — значит, вооружен, и боец способен легко уклониться от любой атаки, независимо от того, в каком положении он находится.

Для учеников дзансин означает в первую очередь:

  • Обязательно принимать стойку перед атакой;
  • Концентрироваться на точке контакта с партнером;
  • Отслеживать взаимное расположение и движение центров партнеров;
  • Сразу же вставать после броска;
  • Сохранять решительное расположение духа.

Дзансин позволяет не только хорошо владеть дзию вадза, но и легко защищаться от одновременной атаки нескольких противников. Но необходимо понимать, что дзансин — качество сугубо психическое и потому поддающееся тренировке гораздо хуже. Я много раз видел, как внешне очень мощные люди, раньше занимавшиеся каратэ и тхэквондо, приходили в полное замешательство, как только на тренировке айкидо подвергались непривычной для них атаке. Вот вроде бы знаешь, как реагировать на удар, в какую сторону уходить от атаки, куда бросать… Но удар идет чуть-чуть не так — и они не могут даже начать техническое действие. В своих неудачах они склонны винить партнера, который “нападает не по правилам” или “неправильно страхуется”, полностью забывая при этом о главном достоинстве айкидо — бесконечной вариативности. Партнер чуть больше отклонился в сторону, его плечо напряжено, нога слишком вывернута внутрь, у нас за спиной стена, кругом еще десять врагов — каждый отдельный фактор по-своему влияет на конечный вид применяемой защиты. А развитый дзансин позволяет “просчитать все варианты” за доли секунды.

3. Тэгатана. Так называемая “меч-рука” — специфический элемент техники айкидо, не встречающийся, насколько мне известно, ни в каком другом виде единоборств. Например, в каратэ, где руки должны сначала согнуться, а затем распрямиться во взрывном ударе, или необходимо подставить мускулистое предплечье под мощный удар противника, номер с несгибаемыми руками не пройдет. Для чего же они тогда нужны?

Прежде всего сразу оговорюсь: несгибаемые — не напряженные. Айкидока не прикладывает никаких физических усилий для подержания формы тэгатана, поскольку она является естественной. Для сгибания руки необходимо задействовать бицепс, для разгибания — трицепс. Поэтому и то, и другое положение является формой напряжения. Руки человека всегда развиты пропорционально, поскольку, согнувшись, рука всегда разгибается. Выходит, что достаточно расслабленно вытянуть руки вдоль туловища — и мы получим тэгатана, форма которой определяется развитостью приводящих и отводящих мышц руки, но всегда одна и та же — округлая, напоминающая самурайский меч (катана).

Тэгатана одинаково годится для нанесения рубящих (ути) и колющих (цуки) ударов. Правда, нанесение ударов кэкоми (проникающих) требует увеличения дистанции, да и ути-вадза подвергается некоторым ограничениям, но чисто формальным. Вспомните, что в боксе запрещены удары ниже пояса, а на соревнованиях по каратэ — удары руками в голову. Но разве может это помешать бойцу применить их в ситуации, когда возникает серьезная опасность для жизни? Айкидо несколько отличается от других боевых искусств своими взглядами на атаку (но об этом — совсем другая статья).

Форма тэгатана способствует расслаблению плеч, что крайне важно для успешного применения техники айкидо. Но, поскольку сознание ученика во время тренировки концентрируется обычно не на ощущениях тела, а на движении, такое естественное следствие этого, как закрепощение плеч и сгибание рук, необходимо вовремя замечать и постоянно поправлять (а делать это приходится бессчетное число раз!).

4. Маай. Представьте себе восьмилетнего малыша верхом на гоночном велосипеде или взрослого верзилу, оседлавшего детский трехколесник. Первый не может даже достать до педалей, а коленки второго упираются ему под подбородок. А ведь и тот, и другой вполне способны ездить на выбранном ими транспортном средстве — проблема лишь в высоте сиденья.

Надеюсь, пример достаточно нагляден. Маай и есть то самое оптимальное “расстояние до педалей”, позволяющее эффективно взаимодействовать с партнером, не нанося ущерба технике. Неразумно пытаться воздействовать только на руку укэ, находясь от него довольно далеко, если он на голову выше вас, шире в плечах, а его руки лишь чуть короче ваших ног. Партнер просто не заметит ваших усилий. Одним из способов исправить положение может стать быстрое сокращение дистанции, заставляющее вашего более нескладного партнера сильно согнуться, то есть нарушить равновесие. И наоборот, малорослого и подвижного партнера очень трудно вывести из равновесия, поэтому нам, большим и нескладным людям, приходится демонстрировать чудеса ловкости и гибкости, передвигаясь с высокой скоростью в очень низких позициях. Либо… приходится искать другие пути, видоизменять технику, делать ее более экономичной и силовой, то есть полностью использовать свои возможности. Маай — это оптимальная дистанция, на которой эффективнее всего действуете именно вы, и никто другой.

Дистанция считается оптимальной, если свободно стоящие партнеры соприкасаются пальцами вытянутых рук. Оружие в руках одного из партнеров увеличивает эту дистанцию. Вот, собственно, и все, что необходимо знать о маай, чтобы достаточно успешно тренироваться. Ощущение маай со временем становится естественным: вы даже не замечаете, что заняли нужную позицию, вам просто удобно находиться именно на таком расстоянии от потенциального нападающего. И если новичкам в айкидо рекомендуется удлинять дистанцию атаки при изучении приемов, мастера приходят к постепенному сокращению дистанции, и способны эффективно защищаться даже от коротких атак в упор. В любом случае, по мере возможностей нужно стараться оптимизировать дистанцию. Другое дело, если это сделать невозможно. Вот тут и проявляется степень мастерства защищающегося…

Наверх Карта сайта | Главная | Филиал | Статьи | Советы | Альбом | Айки-Россия | Форум | Гостевая
Назад

KINEBIK - 2001

Хостинг от uCoz