ВВЕДЕНИЕ
Айкидо, являясь разновидностью японских будо (боевых искусств),
представляет собой
превосходно сбалансированную систему физического, психического и духовного воспитания личности.
Специфическая философия айкидо, граничащая с религией, также представляет огромный интерес для
исследователей и заслуживает отдельного изучения.
Айкидо отказываются причислять к спорту как сами айкидоисты (этот термин нарочно использован
вместо японских понятий айкидзин и айкидока,
чтобы подчеркнуть западность
позиций автора в этом вопросе), так и теоретики спорта, поскольку принципиальное отсутствие
каких-либо соревнований не позволяет охарактеризовать его как вид спорта. Однако айкидо все же
более спорт, чем просто физическая культура, поскольку постоянное стремление к повышению
мастерства и оттачивание навыков черта, характерная для высшего спорта. Да и пресловутое
отсутствие физических нагрузок, которым так гордятся айкидоисты не более чем миф (достаточно
вспомнить Дзигоку додзё О-сэнсэя).
В последнее время айкидо приобретает все больше поклонников и последователей по всему миру.
Такие характерные черты этого искусства, как демократичность требований к уровню физической
подготовки, возрасту и полу занимающихся, кажущееся отсутствие больших физических нагрузок,
красота и гармоничность движений, очевидная несоревновательная направленность, привлекают к
нему тысячи людей самых разных возрастов и профессий. Это и спортсмены со стажем, собирающиеся
повысить уровень своей общей подготовки, и люди со слабым здоровьем, желающие его поправить, и
люди экстремальных профессий (военные, охранники, милиционеры), и дети самых разных возрастов,
и многие, многие другие.
Совершенно очевидно, что японская методика тренировок, рассчитанная на человека с восточным
(а более конкретно с японским) менталитетом и основывающаяся на тысячелетней традиции
передачи знаний, неприменима в оригинальном виде при обучении спортсменов-европейцев и требует
определенной адаптации к западным условиям, с учетом сложившихся на Западе традиций обучения
спортсменов.
Гипертрофированный коллективизм, слепое подчинение авторитету старшего, стремление
принадлежать какому-либо кай (обществу людей, связанных единой идеей)
или иэ (родовой общине), веками вырабатывавшиеся в Японии,
являются залогом успешного роста айкидоистов в техническом и духовном плане.
Однако при столкновении с прагматическим мышлением европейских спортсменов-индивидуалистов
традиционная методика часто терпит крах, поскольку требует полной перестройки сознания
занимающихся на японский лад, а это удается лишь отдельным энтузиастам. Основная же масса
занимающихся айкидо чаще всего воспринимает лишь технику, и часто достигает хороших результатов,
однако дальнейший прогресс в техническом плане оказывается практически невозможным из-за
отсутствия духовной наполненности отрабатываемых действий.
Другая, не менее важная проблема обучения айкидо возраст занимающихся. С какого возраста
можно начинать тренировки? Какие требования имеет смысл предъявлять к малолетним спортсменам?
Какие подходы использовать при обучении детей и подростков, а ведь они составляют весьма
значительный процент занимающихся? На эти вопросы до сих пор не получено четких ответов.
Обучение детей либо предполагает слепое пропорциональное уменьшение нагрузок, либо обусловлено
субъективно-интуитивным видением каждого отдельного тренера.
Объективная необходимость дифференциации подходов в обучении спортсменов различных возрастных
категорий давно назрела. В представленной работе делается попытка обобщения имеющегося в данной
области отечественного опыта и применения его в виде конкретных рекомендаций по организации
тренировок.
|