ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На Востоке выделяют два типа учителя. Первый учитель, являясь великолепным мастером,
достигшим невероятных высот в овладении техникой, совершенно неспособен передать свои знания
ученикам. Причины своих неудач на этом поприще он склонен видеть в тупости и недостаточном
усердии своих учеников, забывая, что когда-то сам находился в начале пути. Учитель второго типа,
в отличие от первого не блистающий совершенством техники, настолько сильно сопереживает своим
ученикам, настолько заинтересован в их профессиональном росте, что добивается того, что ученики
показывают блестящие результаты и через всю жизнь проносят чувство почтения и благодарности
наставнику за проявленное внимание, заботу и терпение.
Совершенно очевидно, что унифицированный подход к обучению спортсменов разного возраста
и уровня физической подготовки не только малоэффективен, но даже вреден для здоровья и психики
последних. Все большую актуальность приобретает индивидуальный подход к каждому отдельному
ученику, требующий учета таких факторов, как состояние его здоровья, психическая устойчивость,
темперамент, особенности восприятия и мышления, психологический климат в семье и характер
отношений с социумом, мотивы выбора данного вида спорта. Необходимо отойти, наконец, от
закоснелых представлений тренеров первого типа, которые, в сущности, тренерами не являются.
О-Сэнсэй Уэсиба на этот счет высказался предельно четко:
Если хочешь найти хорошего учителя,
сторонись равнодушного!.
Итак, для повышения отдачи со стороны учеников, особенно детей и подростков, являющихся,
без преувеличения, надеждой айкидо, самым перспективным вложением, необходимо хорошо знать,
как меняются психика и физиология человека с возрастом, и уметь использовать сильные стороны
каждого этапа развития человека для максимального раскрытия его потенциала, и, что гораздо
важнее и сложнее, уметь организовывать совместные занятия с тем, чтобы разница в возрасте
занимающихся служила не препятствием, а дополнительным стимулом их обоюдного прогресса.
|