ГлавнаяФилиалСтатьиСоветыАльбомАйки-РоссияФорумГостевая
 

- Советы -

ГЛАВА III.
Преподавание в смешанных группах


3.2.1. Конкретные рекомендации инструкторам.

Попробуем сформулировать некоторые конкретные рекомендации, выполнение которых в ходе занятий, возможно, сможет ускорить технический прогресс учеников, повысить их уверенность в себе и создать в зале такую атмосферу, чтобы после тяжелой тренировки ученики выходили из додзё с сияющими лицами. Что можно предпринять?

1. Указывать каждому ученику его ошибки и пути их исправления, предоставляя ему самому работать над собой. Такой подход применим только с достаточно зрелыми учениками, критично относящимися к своей технике и склонными к самоанализу. Подобному ученику достаточно шепнуть на ухо: “Следи за локтями” или “Не затягивай вход”, чтобы он сам сделал выводы и принялся усиленно работать над исправлением положения. Однако с новичками или детьми такой подход абсолютно неприемлем: замечания учителя они сочтут обычными придирками и, пожав плечами, продолжат заниматься своими делами.

2. Давать ученикам индивидуальные задания. В любой спортивной секции именно так и обстоит дело. Новичка не допускают к отработке техники — на его долю остается шлифование простейших технических элементов: “Всем делать ирими-нагэ, а вы двое вон там в уголке продолжайте отрабатывать аюми-аси”. В какой-то мере такая практика оправдывает себя, но мой личный опыт как обучения, так и преподавания показывает, что в результате подобного явного разделения интерес к тренировкам младших учеников резко падает. Не очень приятно шагать туда-сюда по краю татами, соблюдая при этом еще и какую-то стойку, в то время как твои товарищи вовсю бьют и швыряют друг друга. Поэтому самая актуальная задача тренера — давать такие задания, чтобы скучный и однообразный процесс освоения азов техники превратился в увлекательную “игру”.

По большому счету, вся тренировка и есть игра, но не в общепринятом смысле. Она не похожа на футбол или шахматы, на салки или “вышибалы”. В процессе тренировки отсутствует элемент соревнования — “кто кого дальше кинет”. Каждый партнер раз за разом пробует свои силы: “Смогу ли сделать грамотный вход? Получится ли мягко перенаправить атаку? Удастся ли избежать проверочного удара партнера?” Если заниматься с таким настроением, даже тяжелая тренировка в высоком темпе становится увлекательным и радостным занятием. Огромное число учеников утверждают, что сам процесс тренировки доставляет им ни с чем не сравнимое удовольствие. Это говорит о том, что их инструкторы смогли организовать тренировки должным образом, зажгли сердца учеников любовью к искусству ради искусства. И это замечательно.

Какие индивидуальные задания можно давать? Тут все зависит от подготовленности и фантазии инструктора. Например, ученику, боящемуся “войти” в атаку, можно дать задание во что бы то ни стало остановить медленную (и потому не страшную), но мощную атаку, постепенно убыстряя скорость и снижая мощь. Через некоторое время он неожиданно для себя заметит, что совсем не боится даже очень быстрой атаки и всегда успевает встретить удар. Ученику, не понимающему значения укэми, можно показать способы выхода из приема и контратаки. Дав ему задание без силового противодействия, исключительно за счет легкости и расслабленности постараться “переиграть” нагэ тактически, вы увидите, что его действия стали более осмысленными: раз увидев, что из приема можно “вывернуться”, он постоянно будет пытаться это сделать, чем несказанно облегчит участь нагэ, который получит в свое распоряжение гибкого, подвижного укэ, а не вялого манекена.

3. Составлять перекрестные пары. Каждый занимающийся чем-то владеет лучше, чем-то хуже. Если составить пары таким образом, чтобы преимущества одного партнера перекрывали недостатки другого, можно добиться интересных результатов. Например, ученику, техника которого не отличается четкостью и точностью из-за злоупотребления скоростью, придется ограничить свою скорость, если он встретит подготовленного укэ, “свернуть” которого только за счет силы и скорости не получится. В свою очередь, для укэ это дополнительная возможность совершенствования техники укэми. А его быстрый партнер, “заразившись” его неторопливой, основательной манерой выполнения приемов, и сам начнет больше внимания уделять точности. Хороший укэ является также замечательным лекарством для не в меру агрессивных учеников, не воспринимающих партнера как живого человека. Получив пару раз ответный удар или нарвавшись на жесткий контрприем, они возможно, задумаются…

Итак, основная идея перекрестных пар состоит в том, что недостатки одного партнера помогают исправить недостатки второго. Можно даже составить небольшую показательную таблицу, разрабатывать которую должен квалифицированный специалист.

Недостаток
Чем лечится
Что лечит
Плохая страховкаМедленным, плавным и акцентированным выполнением приемаЗавышенную скорость выполнения, плохую технику
АгрессивностьХорошей, активной страховкой, “гиперагрессивностью” Хороший способ подготовленным ученикам в процессе “наказания” агрессора повысить скорость и реальную эффективность защиты
Боязнь ударить из-за страха быть втянутым в “мясорубку”Спокойным, доброжелательным выполнением приемаБоязнь пропустить удар, плохие входы, нечеткую технику, нетерпимость и неоправданную жесткость

Эту таблицу можно продолжить. Каждый инструктор сам прекрасно знает, какие проблемы могут возникать у учеников в процессе тренировки, и интуитивно составить пары так, чтобы как-то исправить ситуацию. Оформление интуитивных соображений в четкую аргументированную систему поможет повысить эффективность тренировок (без преувеличения) на порядок. Дело только за самим инструктором — захочет ли он тратить внетренировочное время на детальный анализ сложившейся в додзё ситуации, вести личный журнал, оперативно решать возникающие проблемы. Ведь так легко сказать: “Внимания тренера достойны только те ученики, которые действительно хотят учиться” и махнуть рукой на всех остальных…


Назад            Дальше


Наверх Карта сайта | Главная | Филиал | Статьи | Советы | Альбом | Айки-Россия | Форум | Гостевая
Назад

KINEBIK - 2001

Хостинг от uCoz