ГЛАВА III. Преподавание в смешанных группах
3.2.1. Конкретные рекомендации инструкторам.
Попробуем сформулировать некоторые конкретные рекомендации, выполнение которых в ходе
занятий, возможно, сможет ускорить технический прогресс учеников, повысить их уверенность в
себе и создать в зале такую атмосферу, чтобы после тяжелой тренировки ученики выходили из додзё
с сияющими лицами. Что можно предпринять?
1. Указывать каждому ученику его ошибки и пути их исправления,
предоставляя ему самому работать над собой. Такой подход применим только с достаточно зрелыми
учениками, критично относящимися к своей технике и склонными к самоанализу. Подобному ученику
достаточно шепнуть на ухо: Следи за локтями или Не затягивай вход, чтобы он сам сделал
выводы и принялся усиленно работать над исправлением положения. Однако с новичками или детьми
такой подход абсолютно неприемлем: замечания учителя они сочтут обычными придирками и, пожав
плечами, продолжат заниматься своими делами.
2. Давать ученикам индивидуальные задания. В любой спортивной
секции именно так и обстоит дело. Новичка не допускают к отработке техники на его долю
остается шлифование простейших технических элементов: Всем делать ирими-нагэ, а вы двое вон
там в уголке продолжайте отрабатывать аюми-аси. В какой-то мере такая практика оправдывает
себя, но мой личный опыт как обучения, так и преподавания показывает, что в результате подобного
явного разделения интерес к тренировкам младших учеников резко падает. Не очень приятно шагать
туда-сюда по краю татами, соблюдая при этом еще и какую-то стойку, в то время как твои товарищи
вовсю бьют и швыряют друг друга. Поэтому самая актуальная задача тренера давать такие задания,
чтобы скучный и однообразный процесс освоения азов техники превратился в увлекательную
игру.
По большому счету, вся тренировка и есть игра, но не в общепринятом смысле. Она не похожа
на футбол или шахматы, на салки или вышибалы. В процессе тренировки отсутствует элемент
соревнования кто кого дальше кинет. Каждый партнер раз за разом пробует свои силы:
Смогу ли сделать грамотный вход? Получится ли мягко перенаправить атаку? Удастся ли избежать
проверочного удара партнера? Если заниматься с таким настроением, даже тяжелая тренировка в
высоком темпе становится увлекательным и радостным занятием. Огромное число учеников утверждают,
что сам процесс тренировки доставляет им ни с чем не сравнимое удовольствие. Это говорит о
том, что их инструкторы смогли организовать тренировки должным образом, зажгли сердца учеников
любовью к искусству ради искусства. И это замечательно.
Какие индивидуальные задания можно давать? Тут все зависит от подготовленности и фантазии
инструктора. Например, ученику, боящемуся войти в атаку, можно дать задание во что бы то ни
стало остановить медленную (и потому не страшную), но мощную атаку, постепенно убыстряя
скорость и снижая мощь. Через некоторое время он неожиданно для себя заметит, что совсем не
боится даже очень быстрой атаки и всегда успевает встретить удар. Ученику, не понимающему
значения укэми, можно показать способы выхода из приема и контратаки. Дав ему задание без
силового противодействия, исключительно за счет легкости и расслабленности постараться
переиграть нагэ тактически, вы увидите, что его действия стали более осмысленными: раз
увидев, что из приема можно вывернуться, он постоянно будет пытаться это сделать, чем
несказанно облегчит участь нагэ, который получит в свое распоряжение гибкого, подвижного укэ,
а не вялого манекена.
3. Составлять перекрестные пары. Каждый занимающийся чем-то
владеет лучше, чем-то хуже. Если составить пары таким образом, чтобы преимущества одного
партнера перекрывали недостатки другого, можно добиться интересных результатов. Например,
ученику, техника которого не отличается четкостью и точностью из-за злоупотребления скоростью,
придется ограничить свою скорость, если он встретит подготовленного укэ, свернуть которого
только за счет силы и скорости не получится. В свою очередь, для укэ это дополнительная
возможность совершенствования техники укэми. А его быстрый партнер, заразившись его
неторопливой, основательной манерой выполнения приемов, и сам начнет больше внимания уделять
точности. Хороший укэ является также замечательным лекарством для не в меру агрессивных
учеников, не воспринимающих партнера как живого человека. Получив пару раз ответный удар или
нарвавшись на жесткий контрприем, они возможно, задумаются
Итак, основная идея перекрестных пар состоит в том, что недостатки одного партнера помогают
исправить недостатки второго. Можно даже составить небольшую показательную таблицу,
разрабатывать которую должен квалифицированный специалист.
Недостаток | Чем лечится | Что лечит
| Плохая страховка | Медленным, плавным и акцентированным выполнением
приема | Завышенную скорость выполнения, плохую технику |
Агрессивность | Хорошей, активной страховкой, гиперагрессивностью |
Хороший способ подготовленным ученикам в процессе наказания агрессора повысить скорость и
реальную эффективность защиты |
Боязнь ударить из-за страха быть втянутым в мясорубку | Спокойным,
доброжелательным выполнением приема | Боязнь пропустить удар, плохие входы, нечеткую
технику, нетерпимость и неоправданную жесткость |
Эту таблицу можно продолжить. Каждый инструктор сам прекрасно знает, какие проблемы могут
возникать у учеников в процессе тренировки, и интуитивно составить пары так, чтобы как-то
исправить ситуацию. Оформление интуитивных соображений в четкую аргументированную систему поможет
повысить эффективность тренировок (без преувеличения) на порядок. Дело только за самим
инструктором захочет ли он тратить внетренировочное время на детальный анализ сложившейся в
додзё ситуации, вести личный журнал, оперативно решать возникающие проблемы. Ведь так легко
сказать: Внимания тренера достойны только те ученики, которые действительно хотят учиться и
махнуть рукой на всех остальных
|