ГлавнаяФилиалСтатьиСоветыАльбомАйки-РоссияФорумГостевая
 

- Советы -

ГЛАВА III.
Преподавание в смешанных группах


3.2. Рекомендации по преподаванию в смешанных группах.

Главный принцип, которым должен руководствоваться тренер, в ведении которого находятся несколько десятков самых разных людей — ни в коем случае нельзя проводить тренировки, ориентируясь на собственное мнение о том, как должен тренироваться ученик. Никакие доводы наподобие “Вот я, как впервые пришел на тренировку, сразу начал заниматься в поте лица, а через год уже стал помощником инструктора” не могут быть хоть в какой-то мере убедительными. Сколько людей — столько и подходов к айкидо. Кто-то действительно упорно тренируется, прибавляя новый опыт к своему и так не маленькому жизненному багажу, кому-то просто скучно из раза в раз повторять однообразные упражнения, кто-то боится ударить партнера, другой, наоборот, боится страховаться… И требовать от всех занимающихся одинаково хорошей техники, быстрого прогресса и серьезного отношения к тренировкам — значит, попросту не быть тренером.

В фашистских концлагерях устраивали такой “аттракцион”: подвешивали на солидной высоте перекладину и проводили под ней детей. Те, кто мог дотянуться до перекладины, оставались жить и работать. Остальных ждал крематорий… Боевые искусства — это тоже в какой-то мере естественный отбор. Но уже безвозвратно прошли времена, когда претендентам на роль учеников известного мастера приходилось проходить тяжелые испытания тела, духа и воли. Сегодня в группы единоборств приходит все больше детей, и потому акцент в обучении с закалки характера и тела смещается в сторону воспитания гармоничной личности с высокими нравственными ценностями.

Всегда необходимо помнить, что тренировка айкидо должна вызывать в занимающихся только положительные эмоции, нести в себе заряд бодрости, энергии и доброты. Как можно этого добиться, если из-за “нестыковки” уровня физической подготовки, опыта, мировоззрений и ожиданий партнеров каждый ученик в той или иной степени испытывает телесный и духовный дискомфорт?

Существует три пути, каждый из которых по-своему эффективен. Выбор пути зависит от конкретных условий преподавания и личных предпочтений учителя.

3.2.1. Пути решения проблем.

Путь первый. Входная фильтрация.

В старину именно так и обстояло дело с обучением у мастеров боевых искусств — претендент на роль ученика должен был доказать, что он достоин учиться у мастера. Его могли подвергнуть суровым испытаниям, чтобы выявить серьезность его намерений. С таким учеником просто не могло быть проблем: он ловил каждое слово или жест учителя, по ночам упорно оттачивал тайком подсмотренные движения и в свое время удостаивался чести приступить к изучению основ техники.

Сейчас, разумеется, совсем другие времена. И наблюдается скорее обратная картина: ради святого дела популяризации своего искусства инструкторы вывешивают объявления, дают рекламу в СМИ, чуть ли не откровенно зазывают к себе учеников. Оно, конечно, понятно. Хорошо продуманная политика в этом направлении способна превратить тренировочный процесс в очень выгодный бизнес. Поэтому инструкторы сами заинтересованы в привлечении как можно большего числа занимающихся. Возраст, уровень подготовки, отношение учеников к тренировкам их мало интересуют — лишь бы взносы платили исправно.

К сожалению, так действительно бывает. С ростом организации растут и запросы ее руководства. Приходит время — и аттестация на ученические и мастерские степени становится вопросом не умения, а денег. Поэтому речь здесь пойдет не о таких организациях, которые, в сущности, уже слабо связаны с боевыми искусствами, а о клубах и секциях, целью которых является воспитание, а не заработок.

Возможно, действительно имеет смысл ограничивать контингент занимающихся. Например, повысить нижний возрастной порог до 16 лет. Или организовать целевую секцию подготовки милиционеров и охранников. В конце концов, можно просто принимать лишь тех, кто понравился лично инструктору, или учеников, хорошо показавших себя в течение установленного испытательного срока. Или пойти на крайние меры, к которым прибегают некоторые школы, имеющие репутацию элитных — прием учеников с заданным уровнем мастерства и только по рекомендации уважаемого наставника (для российских клубов такая практика станет актуальной еще очень нескоро). В определенных условиях входная фильтрация действительно является очень эффективным средством повысить качество занимающихся еще до начала обучения. Возможно, в какой-то мере их вполне могут применять клубы, базирующиеся в крупных городах, где число желающих тренироваться столь же велико, как и текучесть учеников. В любом случае, прежде чем решиться на этот шаг, инструктор должен взвесить все “за” и “против”.

Путь второй. Разбиение на группы.

Это решение проблемы напрашивается само собой. Многие клубы, не испытывающие дефицита в инструкторах и учебном времени, именно так и поступают. Нет ничего проще разбить группу на несколько маленьких по какому-либо критерию: возрасту, мастерству, полу, уровню доходов (хотя это и противоречит духу будо). Пусть малыши занимаются с малышами, мастера с мастерами, школьники со школьниками, девочки с девочками — и каждая группа по своей программе, адаптированной именно для этой категории. Такой подход действительно может принести неплохие результаты. В этом случае мастера смогут повышать свое мастерство в ходе напряженных тренировок с равными себе, малыши в играх со сверстниками постигать азы техники и тактики, женская половина клуба, в большинстве своем мало интересующаяся боевыми аспектами техники — заниматься айкидобикой, а толстосумы, желающие узнать все и сразу — обучаться “самым совершенным смертельным приемам” и получать черные пояса через полгода занятий. Все довольны, никто никому не мешает…

Несколько утрированно? Пожалуй. На практике разделение происходит только по возрасту, и всего на две группы — младшую (детскую) и старшую. К старшим ученикам можно отнести всех, кто духовно и психически готов к тяжелым тренировкам ради прогресса. И возраст здесь играет далеко не самую главную роль. Пятнадцатилетний подросток в этом плане может оказаться более зрелым, чем взрослый мужчина, и успешно заниматься вместе с мастерами, в то время как последний все еще осваивает элементы техники, недоумевая, почему его настойчиво заставляют вновь и вновь повторять “какую-то ерунду”, вместо того, чтобы учить “реальным вещам”. На собственном опыте могу сказать, что занятия с моими учениками, самому старшему из которых всего 16, доставляют мне истинное удовольствие, и это притом, что стаж их занятий не превышает года. Но повторюсь, что такое разбиение на группы возможно лишь в том случае, если клуб может выделить инструкторов для работы в каждой группе, и при этом графики занятий групп останутся напряженными. Для секций, которым с трудом удалось выбить для себя три занятия в неделю по полтора часа (а применительно к айкидо эта проблема очень актуальна, поскольку несоревновательное боевое искусство неинтересно всевозможным чиновникам от спорта), такой подход совершенно неприемлем. Это значит, что каждая группа сможет тренироваться от силы два раза в неделю. О каком прогрессе в таком случае может идти речь?

Путь третий. Индивидуальный подход.

Третий путь — самый тяжелый, самый неблагодарный… И самый эффективный, если идти по нему с умом. Не каждый инструктор решится на то, чтобы индивидуально тренировать каждого ученика, да еще так, чтобы делать это на общей тренировке без нарушения темпа и напряженности занятий. Для того, чтобы достаточно эффективно организовать индивидуальные тренировки, инструктор должен быть высококлассным профессионалом в области своего искусства и педагогики. Мастер, отлично осведомленный о всех нюансах техники, мгновенно замечает все ошибки, совершаемые учениками самых разных уровней, понимает причины их возникновения и видит пути их устранения. Для разных учеников как причины, так и способы устранения ошибок могут быть самыми разными. Если у новичков это прежде всего отсутствие развитой культуры движения, то у продвинутых учеников — проблемы психического свойства: неуверенность в себе, страх боли (особенно после пропущенной атаки или неудачного падения), кризис обучения, или, наоборот, чрезмерная самоуверенность, стремление решить все силой, агрессивность. И только опытный педагог способен найти пути решения возникающих проблем.

Индивидуальный подход к каждому ученику не означает, что с каждым учеником нужно заниматься отдельно, уделяя ему все свое внимание. Такое позволяют себе только частные инструкторы, за большие деньги тренирующие одного-двух человек. Индивидуализированность тренировок проявляется прежде всего в том, что тренер в процессе занятия обязательно хотя бы раз лично работает с каждым учеником, притом так выбирает время, чтобы помочь ему разучить самый трудный прием или избавиться от персонального страха. Например, при изучении удержаний он показывает ученику, хуже всех справляющемуся с правильным входом в атаку, как корректно вводить в действие центр и руки, во время бросков с высокой страховкой бросает ученика, боящегося падать.

Таким образом, миссия тренера состоит в том, чтобы выявить сильные и слабые стороны каждого из своих учеников. Ни для кого не секрет, что основной критерий прогресса — это партнер. Тяжелый малоподвижный укэ не позволяет нагэ осваивать технику в том виде, как она преподается, заставляя поневоле применять силу или, наоборот, вялый и рассеянный укэ передает свое настроение партнеру, у которого просто “опускаются руки—. В свою очередь, чрезмерно агрессивный нагэ может довести партнера до того, что тот будет бояться к нему приблизиться, а пассивный и нетехничный — превратит отработку техники в бессмысленный неуклюжий танец. Самое страшное — если оба партнера в своем несовершенстве одинаковы. Они либо будут крушить друг другом стены, либо просто заснут посреди зала. Перед инструктором стоит непростая задача: составить для себя подробную характеристику на каждого занимающегося. Например, он может вести журнал, в котором будет отмечать прогресс учеников, их проблемы, недостатки и преимущества. Рассмотрим возможный образец такого журнала на примере отслеживания прогресса гипотетического ученика:

Дата
Ученик
Достоинства
Недостатки
Пути исправления
Июнь 2000 Иванов ИванХорошая стойка, сосредоточен, очень серьезенВсе еще жестко падает, делает большие паузы между приемами, много думает, слишком активно воздействует на партнера, слабая атакаПодобрать более медленного партнера, больше работать на мягкость и расслабленность, факультативно — повторять укэми.
Октябрь 2000Иванов ИванХорошая стойка и передвижения, использует кокю, достаточно подвижен, хорошая память, спокоен и собран Малоподвижен, недостаточно реактивен, слишком много думает над приемом, жестко падает Продолжать повторять укэми, показать преимущества мягкости, попробовать дзию вадза в обеих ролях, субури с мечом.
Февраль 2001Иванов ИванХорошая базовая техника, хорошая атака, реактивен, быстрНедостаточно четкий вход, слишком большие углы, вкладывает слишком много силы, плохо делает кокю-хоОтработка входов отдельно (возможно, защита от двух партнеров), работа с оружием для выработки чувства дистанции, постепенное и ненавязчивое развитие тэгатана.

Как видно из таблицы, по мере решения одних проблем постоянно возникают другие, более тонкого свойства. Это нормально. Главное — ни в коем случае не игнорировать проблему, надеясь, что “со временем все само решится”. Только большая сила воли ученика и развитая способность к самоанализу помогут ему самому справиться со своими недостатками. Но от подавляющего большинства учеников такого ожидать не приходится. А сколько времени потеряет ученик без вмешательства более опытного наставника? Лично я, после того как на одной из первых тренировок неудачно вписался плечом в пол, более полугода наотрез отказывался страховаться через правую руку — настолько силен был страх вновь удариться. Никому не было до этого никакого дела, лишь партнеры ворчали, что не позволяю им нормально работать. Мне пришлось самому заняться исправлением этого недостатка, но даже сейчас, по прошествии очень большого времени, мне всегда легче сделать укэми через левую руку…

И, самое главное: как ученик может отследить собственные ошибки? Это под силу только опытному мастеру, который сам в свое время совершал их и справился со своими недостатками под руководством учителя. Как утверждают большинство мастеров айкидо, задача инструктора — лишь указать ученику путь развития и слегка подстраховывать его, чтобы не очень сильно отклонялся от выбранного пути. Делать шаги вперед должен сам ученик, руководствуясь собственным видением того, как следует идти.


Назад            Дальше


Наверх Карта сайта | Главная | Филиал | Статьи | Советы | Альбом | Айки-Россия | Форум | Гостевая
Назад

KINEBIK - 2001

Хостинг от uCoz