ГЛАВА II. Рекомендации по обучению разновозрастных спортсменов.
Опираясь на вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что унифицированный подход
в обучении смешанных групп неприемлем в принципе. Опыт самого автора показывает, что
занимающиеся младшего возраста испытывают некоторые трудности, связанные с несоответствием
уровня физической подготовки даваемым нагрузкам, неполным осознанием необходимости соблюдения
дисциплины и спортивного этикета и неадекватным восприятием преподаваемого материала, в то
время как старшие спортсмены изнывают от слишком маленьких, по их понятиям, нагрузок и
однообразия выполняемых упражнений. Таким образом, более предпочтителен в этой ситуации
дифференцированный подход, идеален индивидуальный.
2.1. Физическая подготовка.
Главный принцип при определении структуры тренировочных упражнений и объема и интенсивности
нагрузок должен звучать так: Тренировки детей это не копии тренировок взрослых
спортсменов с заниженными нормативами. Тренер должен осознавать различия, как
физиологические, так и психические, существующие между спортсменами разных возрастов и
требовать от каждого ученика только того, что тот реально может сделать. При первом же
знакомстве с учеником тренер обязан максимально точно определить его прогностичные доминантные
психофизиологические признаки (для этого желательно лично позаниматься с ним какое-то время
или хотя бы понаблюдать за его поведением на общей тренировке группы). Высокие показатели в
сочетании с морфометрическими особенностями могут свидетельствовать об акселерации, низкие,
нехарактерные для данного возраста о ретардации. И с теми, и с другими детьми тренер обязан
работать по строго индивидуальной программе.
Существенной частью тренировки, важность которой невозможно переоценить, является разминка.
От продуманности разминочной программы зависит готовность спортсмена к усвоению специфических
технических элементов, то есть в конечном счете его прогресс на пути к мастерству.
Требования к разминке:
- Относительно невысокая интенсивность. Следует дозировать нагрузки
таким образом, чтобы упражнения не вызывали у учеников чрезмерной усталости, а, наоборот,
способствовали мобилизации организма перед последующим освоением технических элементов.
Упражнения, требующие большего напряжения (приседания, наклоны, прогибы, изометрические
упражнения, растяжка) должны выполняться не более 10 раз за подход и не более 1-2 подходов
за тренировку. Более легкие упражнения (разминка суставов, балансирование, кувырки) можно
выполнять 15-20 раз за подход 3-5 подходов за тренировку.
- Разнообразие упражнений. Упражнения должны быть так подобраны
по интенсивности и амплитуде, чтобы параллельно-последовательно развивать все группы мышц и
суставы. Например, при наклонах вперед-назад основная нагрузка приходится на поясницу, меньшая
на мышцы спины. При выполнении после этого упражнения наклонов вбок или поворотов корпуса
поясница разгружается, в то время как нагрузка на спину сохраняется. Следующее упражнение,
вращение таза, снимает нагрузку и с поясницы, и с мышц спины, задействуя тазобедренные суставы.
Такое чередование упражнений позволяет подготовить тело спортсмена к предстоящей тренировке,
не вызывая сильного утомления.
- Последовательность. Разминка должна осуществляться по
определенному, заранее разработанному сценарию. Можно выделить несколько этапов разминки:
- разогревающие упражнения (бег, прыжки на месте);
- последовательная разминка суставов и мышц, осуществляемая сверху вниз (шея, плечевой пояс,
поясница, таз, колени и стопы);
- интенсивная разминка, подразумевающая быструю смену уровней и характера движений (махи ногами
и прыжки из приседа, скрутки, чередующиеся прогибы, калейдоскоп силовых упражнений);
- упражнения на расслабление, позволяющие снизить усталость, сохраняя тонус мышц (те же прыжки
на месте, свободные махи конечностями).
- Специализированность. Уже в процессе разминки спортсмены должны
осваивать основы техники, завуалированные под общеукрепляющие упражнения. Вся разминка
представляет собой единую композицию, по гармоничности и красоте движений и плавности
переходов от одних упражнений к другим напоминающую танец или распространенные в системах
обучения единоборствам комплексы формальных упражнений. Цель специализированной разминки
не только общее физическое развитие, но и прививание ученикам культуры движения, необходимой
для более быстрого постижения техники.
Интенсивность и характер разминочных упражнений варьируется в зависимости от возраста и
уровня физической подготовки занимающихся, однако общие принципы должны сохраняться.
2.1.1. 9-11 лет.
Этот возраст является наиболее сенситивным к развитию координации, гибкости и двигательной
реакции. Поэтому большую часть тренировки должна составлять разминка, включающая многочисленные
и разнообразные упражнения на растяжку, развитие равновесия, ритмичности, акустической и
оптической реакции. Она может включать следующие упражнения:
- статическое и динамическое балансирование на одной ноге;
- всевозможные скрутки, маятниковые наклоны;
- выполнение обычных действий из нестандартных положений или нестандартным образом (например, сикко, бег с подниманием колен до уровня груди, прыжки с приземлением на разные ноги и пр.);
- выполнение определенных действий по сигналу (например, кувырков по хлопку) и под счет.
Каких либо упражнений на развитие физической силы и анаэробной выносливости,
скоростно-силовых качеств следует всячески избегать, несмотря даже на (такое бывает достаточно
часто) просьбы со стороны учеников. В этом возрасте подобные упражнения чрезвычайно опасны и
чреваты заболеваниями суставов, искривлением позвоночника и замедлением роста скелета. По
возможности желательно проводить занятия на открытом воздухе и предоставлять детям
самостоятельно дозировать нагрузку.
2.1.2. 12-14 лет.
В связи с возрастными изменениями у подростков в этом возрасте могут иметь место некоторые
нарушения координации, проявляющиеся в потере ориентации после кувырков и резких разворотов.
Необходимо продолжать развитие координации, расширяя и углубляя двигательный багаж, что означает
освоение спортсменами новых двигательных умений и доведение имеющихся до уровня навыков. Весьма
полезным именно в этом возрасте является развитие скорости двигательной реакции и быстроты. С
этой целью ученики могут выполнять следующие упражнения:
- бег с резкими ускорениями на отдельных участках дистанции;
- бег и перемещения на коленях наперегонки;
- челночный бег.
Поскольку в этом возрасте начинается углубленное изучение техники, требующее устойчивого
навыка страховки при падениях, ученику необходим мышечный корсет, предохраняющий внутренние
органы от повреждения. Его формирование должно происходить не за счет повышенных силовых
нагрузок, а за счет повышения интенсивности упражнений на развитие гибкости. Сюда можно добавить
подъемы туловища из положения лежа, подъем ног в висе, ходьбу на руках с партнером, приседания,
отжимания. Объемы подобных упражнений должны быть ограничены (не более 15-20 раз за подход и не
более 2 подходов за тренировку) и обязательно перемежаться упражнениями на растяжку. Соблюдение
этих правил способствует воспитанию мобильных, гибких, быстрых спортсменов, отвечающих
требованиям айкидо.
2.1.3. 15-18 лет.
Продолжающееся поддержание и развитие гибкости, быстроты и координации может и должно быть
дополнено солидной силовой подготовкой. Упражнения на развитие силы и выносливости могут быть
весьма разнообразными, но непременно должны быть наполнены в части объемов и интенсивности.
Практически тренировки старших школьников копируют тренировки взрослых спортсменов средней
ступени. Однако тренеру необходимо очень внимательно наблюдать за физическим состоянием учеников
и вовремя отслеживать появляющиеся аномалии. В случае выявления отклонений необходимо выработать
для подростка временную индивидуальную программу развития, действующую до тех пор, пока
отклонения не исчезнут.
2.1.4. 19 лет и старше.
Полностью сформировавшиеся спортсмены доставляют тренеру меньше всего хлопот. Однако и эта
категория занимающихся должна подвергаться дифференциации по отношению учеников к тренировкам.
Понятие 19 лет и старше включает в себя как молодых спортсменов 20-25 лет, ориентированных
на дальнейшее повышение технического и физического уровня, так и социально молодых учеников
40-50 лет, обладающих пониженными реактивными, скоростными и гибкостными качествами.
Естественно, спортсмены разных возрастов преследуют совсем разные цели. Если не учитывать
индивидуальных мотивов, мобилизовавших людей на занятия данным видом спорта, легко добиться
непонимания и неприятия со стороны учеников, что сводит на нет все дальнейшие усилия тренера
по повышению уровня учеников. С целью решить данную проблему представляется целесообразным
регулярно и с определенной периодичностью проводить анкетный опрос занимающихся, призванный
оценить отношение каждого конкретного ученика к тренировкам, тренеру и даваемому
материалу.
|