ГЛАВА II. Рекомендации по обучению разновозрастных спортсменов.
2.3. Обучение технике.
Техника это тот аспект любого вида спорта, который подразумевает овладение спортсменами
именно теми видами движений и теми способами выполнения действий, которые характерны для данного
конкретного вида спорта. Способов и методик преподавания техники существует великое множество,
но все они включают в себя выполнение определенных упражнений и отработку приемов.
Упражнение это целенаправленное, специально организованное и
неоднократно повторяющееся выполнение действия. Сформированные в результате упражнений способы
действия называются навыками. Начиная выполнять действие, человек,
владеющий навыком этого действия, не обдумывает его заранее, не выделяет из общей композиции
действия какие-либо отдельные частные элементы. В этом состоит главное отличие навыка от
умения, которое подразумевает концентрацию внимания на каждом отдельном элементе действия при
его исполнении.
Прием это законченное техническое действие, являющееся серией
строго обусловленных действий и ставящее целью достижение заданного конкретного результата в
заданной ситуации. В спортивных единоборствах роль приемов видна как нигде. Для успешного
овладения тактикой поединка спортсмен должен достаточно прочно освоить стандартные способы
реагирования (уклонения, контратака, броски, удержания) на стандартные ситуации, в частности,
виды атаки (захват, удар, комбинированная атака). Прочное усвоение основных приемов позволяет
свободно варьировать способы реагирования в зависимости от конкретной ситуации. Например, на
выбор конечного приема дзию вадза влияют такие факторы, как вес партнера, степень его
чувствительности к действиям обороняющегося, ловкости и гибкости, мощь атаки, свободное
пространство и физические параметры самого защищающегося.
Восприятие техники занимающимся меняется с возрастом и с дальнейшим ростом мастерства.
Переосмысление элементов техники, совсем недавно казавшихся азбучными истинами признак
роста спортсмена в профессиональном плане. А поскольку освоение техники единоборств требует
в значительной мере задействования образного и интуитивного мышления, возрастной критерий
в обучении спортсменов выступает на передний план.
2.3.1. 9-11 лет.
Обучение младших школьников техническим элементам и приемам нерационально, поскольку
сознание ребенка еще неспособно вместить в себя целостные картины сложных технических действий
с элементами тактики, каковыми являются приемы. Поэтому можно говорить об игровой форме
обучения, в ходе которой ученики незаметно для себя осваивают самые простейшие элементы
техники (положения тела, перемещения, правильное дыхание), которые при правильном воспитании
могут стать основой будущего мастерства. Игры помогают также заложить в сознание детей и
начала тактики. Набор игровых упражнений может быть очень разнообразным и зависит исключительно
от выдумки тренера. Главное, как уже говорилось выше тренировка должна закладывать в
учеников позитивный настрой, веру в свои силы, учить их раскрепощаться телесно и духовно.
2.3.2. 12-14 лет.
Начиная с этого возраста, ученики способны воспринимать и воспроизводить сложные технические
действия, самостоятельно вычленяя из них знакомые базовые элементы. Поэтому в обучении
считается возможным применять базово-кустовой метод, предполагающий разучивание отдельных
элементов движения с последующей их композицией в единое целое (прием). Подростки активны,
ищут альтернативы, анализируют и сравнивают условия и способы взаимодействия партнеров, то
есть интуитивно осваивают тактические навыки. Задача тренера ни в коем случае не мешать
ученикам мыслить самостоятельно, но исподволь подталкивать их к правильному решению, позволяя
им дойти до всего самим.
2.3.3. 15-18 лет и старше.
Начиная с 15 лет, ученики приобретают достаточную самостоятельность и уверенность в себе,
чтобы двигаться к вершинам мастерства под чутким руководством тренера, который снова становится
для них существенным авторитетом. Тренер выступает в качестве консультанта, разъясняя
мельчайшие нюансы движений и оставляя за учениками право самостоятельно конструировать
рисунки приемов в зависимости от морфометрических и психических особенностей каждого.
Независимо от возраста и пола учеников, тренер как профессиональный педагог должен учитывать
индивидуальные различия занимающихся и строить образовательный процесс таким образом, чтобы
максимально полно раскрыть способности каждого.
|