Айкидо - конструктор
Поскольку все написанное ниже есть по сути плод моей фантазии плюс кое-какой
опыт плюс знания из других областей жизни, используемая в тексте терминология может довольно
существенно отличаться от принятой в айкидо. Прошу заранее учесть этот факт и не обвинять меня в
полной некомпетентности. Для облегчения восприятия специфической информации мои собственные
термины будут выделяться цветом, а классические курсивом.
Итак, приступим.
Не вдаваясь в мировоззренческие и философские дебри, можно определить айкидо как
универсальную систему боя, построенную по принципу конструктора и представляющую собой набор
отдельных модулей, легко стыкующихся между собой. Что это значит?
Рассмотрим такую боевую систему, как каратэ. Стратегия атаки в стиле каратэ
предполагает следующее:
1. Вхождение в бой, то есть завязывание конфликта. Это, как правило, первый
отвлекающий удар рукой, заставляющий противника определенным образом реагировать.
2. Развитие атаки. С учетом предпринятых противником оборонительных мер
дальнейшая линия поведения атакующего строится на том, чтобы нанести несколько ударов по разным
направлениям, чтобы раздернуть защиту противника, распылить ее и освободить пространство для
решающего разрушительного удара.
3. Кульминация атаки. Каждый удар каратиста должен быть направлен на поражение
цели, но учитывая, что противник это не бессловесный манекен для битья, а остро мыслящий и
прекрасно подготовленный боец, равно отлично владеющий приемами нападения и защиты, определенный
процент ударов можно заранее списать на нет. Какой зависит от сравнительной подготовки и опыта
противников. Но основной удар, приберегаемый напоследок, обязательно должен поразить противника,
причинить ему как можно больший урон. Фактически, вся связка является подготовкой этого удара.
4. Выход из конфликта. Важно не только нанести удар противнику, но и самому при
этом умудриться не получить в ответ. А если учесть физические кондиции бойцов каратэ, которые не
моргнув глазом принимают страшные удары по корпусу и бедрам, этот вопрос остается открытым.
Противник запросто может пойти на размен добровольно пропустит удар в корпус, чтобы свой
нанести в голову.
В ходе яростной и скоротечной схватки (со стороны так просто мельтешения конечностей)
действовать по заранее разработанному плану невозможно. Боец каратэ практически действует по
наитию, полагаясь больше на реакцию тела и заложенные на тренировках рефлексы. Вся конструкция
боя разложена на самые мелкие составляющие элементарные движения. Удар, блок, смена стойки,
подшаг каждое движение является адекватным ответом на действия противника и маленькой
составляющей стратегии победы.
Почему тот же принцип нельзя применить к айкидо? А ведь об этом забывают
практически все начинающие, особенно, если инструкторы сразу не делают акцент именно на этом
свойстве айкидо композитности. Пытаясь запомить рисунки сложных на первый взгляд
приемов, начинающие айкидока мыслят прежде всего категориями здесь схватил туда бросил.
На данном этапе им не дано увидеть два-три совсем примитивных движения, которые и образуют,
собственно, бесконечное разнообразие приемов. И цель моего исследования выделить эти
элементарные движения, дать им более-менее научное объяснение и показать, как строится любой
прием айкидо и за счет чего достигается требуемый эффект.
Я придерживаюсь того же мнения, что и крупные мастера айкидо, такие как Рольф Бранд и Мицуги Саотомэ, которые уверены, что
залогом успешного прогресса в айкидо может быть только постепенное и осмысленное продвижение
от простого к сложному. Медленное рождает быстрое этот девиз я рекомендовал бы к
использованию многим инструкторам, старающимся гнать технический прогресс своих учеников,
заставляя их работать как можно быстрее и жестче (конечно, таких инструкторов намного больше
среди представителей других видов боевых искусств, в особенности кикбоксинга и рукопашного боя,
чему я сам неоднократно был свидетелем) в ущерб технике. Постижение принципов айкидо и их
эффективное применение на практике невозможны без глубинного понимания
терминологии.
|