Не каждый ученик отличается исключительной вдумчивостью, хорошей памятью и аналитическим умом. Большинству занимающихся бывает мало увидеть показ приема и услышать лаконичные объяснения инструктора. Им не хватает собственного воображения, чтобы нарисовать в уме четкий рисунок технического действия. Но это не значит, что такие ученики плохие, и от них следует избавляться. Но как исправить ситуацию, как помочь им усвоить технику?
В большом спорте, особенно в командных его видах (футбол, баскетбол, хоккей) уже давно и с успехом применяется такой метод обучения, как искусственное моделирование ситуации. Тренер не наставляет учеников (Вот здесь надо отдать пас центровому), а ищет помощи у самих спортсменов: «А если сзади блокируют двое амбалов, а слева бежит чистый Иванов, что делать?» Механизм подобного общения очевиден: спортсмены задействуют образное мышление, самостоятельно определяют ситуацию и ищут выходы из нее, опираясь на заложенные навыки техники и тактики, и все это сами. Почему бы не применить этот метод в айкидо?
Раз в месяц в филиале проводится так называемая теоретическаятренировка. Ее особенности никаких показов, никаких объяснений со стороны тренера. Вот как это может выглядеть.
Инструктор выбирает любого ученика (лучше, если это будет самый трудный для обучения) и моделирует ситуацию: Представим, что противник атакует нас ударом сверху, намереваясь вколотить нам голову в плечи, поскольку он амбал, а мы маленькие и слабые. После чего наглядно демонстрирует означенную атаку. Что делать? Как защищаться? вопрошает он учеников, а затем выслушивает их мнения. Его ассистент может попробовать последовать советам других или найти другой способ защиты. Причем прием разучивается заново, по шагам. Допустим, он решил уйти с линии атаки и перехватить бьющую руку. И если первое у него легко получается, то вот второе никак, удар слишком быстрый. Ситуация несколько осложнилась, и требует от ученика ответных действий. Через некоторое время, после того, как хор советчиков утихнет, рождается новое решение уйти в сторону, попытавшись хотя бы войти в контакт с бьющей рукой. Это удается несчастному тори, но обнаруживается новая напасть противник тут же разворачивается и норовит ударить кулаком в лицо. И так, шаг за шагом, в муках, как и положено по законам природы, рождается на свет классический котэ-гаэси, или ириминагэ, или иккё, и каждая его составляющая выстрадана учеником, полита его потом и кровью, благодаря чему он начинает понимать заложенный в каждое движение как укэ, так и нагэ смысл. А именно этого и добивается тренер.
После разбора прием предлагается для отработки всей группе. Общее время разбора приема не должно превышать десяти минут, чтобы ученики не успели заскучать. Нормой считается разбор трех-четырех приемов за семинар. Чаще, чем раз в месяц, подобные тренировки проводить не рекомендуется.
|