Смысловая нагрузка экзамена неоднозначна. В общем смысле экзамен это стресс, в котором проявляются особенности характера человека, его способность здраво рассуждать, принимать оперативные решения и действовать без колебаний. В какой-то мере экзамен это сёмэн-ути иккё
И прошедшим экзамен считается не тот, кто правильно ответил на вопросы, а тот, кто ни на секунду не потерял присутствия духа.
Экзамен, проводящийся в филиале в конце каждого месяца, ничем не грозит ученикам: им не присвоят мастерские степени и не выгонят с позором. Это мероприятие ключ к пониманию своего отношения к айкидо, желания совершенствоваться дальше, инструмент самооценки и самоанализа. Если ученик понимает это и принимает условия экзамена, этот стресс никогда не перерастет в дистресс, а скорее, наоборот, станет долгожданным праздником.
Правила экзамена очень просты и напоминают порядок аттестации на степени кю. Тренер ничего не показывает и не объясняет, изъясняется исключительно по-японски и лишь следит за соблюдением дисциплины (хотя это совершенно излишне, поскольку все ученики сконцентрированы на предстоящем экзамене). Первая часть разминка и базовые упражнения, показывающая степень владения учениками основными техническими элементами и терминологией. Вторая часть приемы в парах точно воспроизводит аттестационный экзамен. По команде пары должны продемонстрировать заданные тренером приемы. Оценивается владение терминологией (а это очень серьезный вопрос, требующий тщательной проработки, поскольку нередки случаи, когда ученики высших ученических степеней демонстрировали полное незнание названий приемов, путали принципы и т. д.), четкость рисунков приемов и уверенность участников. Приемы выполняются не более четырех раз, причем подбираются так, чтобы в ходе серии не повторялись подряд виды атаки, принципы защиты и категории приемов (броски или удержания), то есть, чтобы запутать учеников, заставить работать не аналитический ум, а более быструю эйдетическую память. В обстановке быстрой смены применяемой техники, когда все нужно делать быстро и правильно, остается полагаться только на прочно вошедшие в сознание рефлексы и мышечную память, а это как раз и есть самый информативный показатель уровня подготовки учеников.
По итогам экзамена инструктор делает для себя свои выводы, ученики свои. Непременное условие проведения экзамена общедоступность его результатов. Любой ученик может посмотреть, как оценил тренер те или иные его качества, а заодно и качества других учеников, получить ответ на любой интересующий его вопрос, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования. Тренер же выявляет пробелы в образовании учеников и ищет пути ликвидации индивидуальных проблем каждого. Таким образом, ежемесячный экзамен это способ для инструктора и ученика совместно повышать уровень преподавания и обучения.
|