В ходе грамотно организованной тренировки айкидо ученики получают нагрузки, вполне достаточные для того, чтобы считать данный вид единоборств не группой танцев для дошкольников, а именно видом спорта, одна из задач которого воспитание физически крепкого и здорового человека. Однако, учитывая российскую специфику и сложившиеся отечественные традиции физического воспитания школьников, приходится с прискорбием признать, что большинство приходящих в спортивные секции детей, если они не занимались до этого в другой секции, совершенно не подготовлены к такого рода нагрузкам. Поэтому еще до того, как приступать к совместному изучению техники айкидо, освоению непривычной для западного человека культуры движения, учеников необходимо хотя бы немного подготовить. Причем это касается не только подростков, но и взрослых людей, из-за неправильного образа жизни (который, к сожалению, ведет большинство) потерявших гибкость, подвижность и выносливость.
Оптимальным вариантом было бы совмещение учениками занятий в группе айкидо и в другой спортивной секции, например, плавания. Бесспорными полезными качествами плавания являются развитие силы и выносливости без увеличения мышечной массы, исправление осанки, существенное увеличение объема легких. Таким образом, плавание можно считать вспомогательной физической дисциплиной айкидо.
В любом случае, нет никакого вреда в том, чтобы расширять возможности своего организма. Гибкости, подвижности и выносливости не бывает слишком много, а совмещение действенных методов айкидо с методами физического воспитания, широко используемых в других видах спорта, при рациональной организации тренировки способно принести только пользу.
В качестве дополнительных разминочных упражнений в филиале используются:
- приседания, что позволяет укрепить мышцы ног, поскольку ноги на тренировке устают в первую очередь;
- нестандартные отжимания (широкие и узкие, на запястьях), укрепляющие предплечья и запястья и являющиеся превосходным средством расслабления рук перед началом отработки техники;
- усиленная растяжка;
- балансирование на одной ноге с одновременными разнонаправленными махами второй ногой (хорошо помогает при вырабатывании чувства равновесия, ощущения центра).
Кроме того, используются и специализированные упражнения:
- длительное сохранение киба-дати;
- отработка аси-сабаки в широких низких стойках, что помимо развития равновесия существенно увеличивает скорость перемещения в обычной стойке;
- быстрые повороты туловища в разные стороны с выходом в низкую скрученную позицию (аналог в ушу цзопань-бу) и возвращение из нее без помощи рук;
- прыжки через препятствия с выходом в маэ-укэми;
- дзию укэми всей группой на ограниченной площади на скорость для расслабления перед тренировкой и развития способности оперативно принимать решения, поскольку приходится каждый раз выбирать для переката свободный клочок татами, оценивая траектории падения соседей.
Особое внимание на тренировках уделяется отработке укэми. Мы придерживаемся мнения, что укэми можно назвать хорошим только в том случае, если занимающийся способен без ущерба для себя упасть на любую поверхность, а не только на татами. Навык падения должен быть отточен долгими усердными упражнениями, в ходе которых сглаживаются углы, вырабатывается оптимальная траектория качения и приобретается нужная легкость и расслабленность. Обычные упражнения на тренировке непрерывные перекаты роликом, прыжки в длину и высоту с выходом на укэми, а также принудительные падения, вызванные сильным неожиданным толчком (маэ- и усиро укэми).
Для избавления занимающихся от страха перед твердой поверхностью активно отрабатывается следующее упражнение, ставшее возможным в силу особенностей зала: дорожка падений через весь зал без пауз и переходов продолжается на бетонном полу. Таким образом, ученики не успевают испугаться, и мышечные зажимы не искажают траекторию качения.
Какие-либо иные силовые упражнения, ведущие к увеличению мышечной массы, не используются.
|